Детский сад — новый
период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного
общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без
проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно
легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают свой
протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к
тете-воспитательнице. Но таких детей
очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.
Почему
так происходит?
Психологи
определяют адаптацию как
приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных
энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу.
Что
такое адаптация? Адаптацией принято называть
процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома
ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности,
характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д.
В детском саду большинство
условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и
привыкать. Адаптация к
новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
В
привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:
ему
уделяется меньше персонального внимания;
меняется
дневной режим;
отсутствуют
близкие люди;
приходится
постоянно контактировать со сверстниками;
необходимо
слушаться незнакомого взрослого.
нарушение
аппетита (отказ от еды или недоедание);
нарушение
сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
меняется
эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда
можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение
температуры тела;
изменения
характера стула;
нарушение
некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш
может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)
Длительность
привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания
в детском учреждении
зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его
нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,
наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности
навыков самообслуживания и т. д
Выделяют
три степени адаптации:
лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:
до
1 месяца – лёгкая адаптация;
до
2 месяцев – адаптация средней
тяжести;
от
2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.
Последствия
стресса – почему дети плохо себя ведут?
Изменения детского поведения за частую
сильно пугают родителей,
что они начинают думать – этот «кошмар» никогда не закончится
и малыш не сможет привыкнуть к детскому
саду. Не стоит драматизировать: негативные поведенческие
особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по
мере адаптации.
Слезы
и страх.
Сначала
ребёнок показывает весь спектр негативных эмоций: плачет вслед за
всеми, не хочет заходить в группу, не даёт снять с себя одежду.
Снижение
общительности.
Иногда,
даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с
социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует
сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.
Низкий
познавательный интерес.
из
– за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в
образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать
за действиями взрослых и одногруппников.
Обратное
развитие.
Ребёнок «теряет» ранее
приобретенные социальные, которые успешно применял дома: перестает
одеваться, использовать столовые приборы, горшок.
Деградация
речи.
Дети,
которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова
– например, бибика.
Изменение
двигательной активности.
Одни
дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными.
Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от
типа темперамента.
Нарушение
сна
В
спальню идут со слезами и криком. А если засыпает, то постоянно просыпается и
всхлипывает.
Пониженный
аппетит
Есть
дети, которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут «объявить
голодовку». Но спустя не которое время они всё - таки садятся за стол.
Частые
заболевания
Сопротивляемость
организма заметно снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя
на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.
Взрослым
необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного
образования.
В
период адаптации воспитатели,
по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения
ребенка в условия детского сада
воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об
их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами.
Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте
больше.
Но
успешность адаптации вашего
малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во
многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в
условия детского сада
– как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически
готовить ребенка к детскому саду заранее
и соблюдать следующие рекомендации.
Что
же для этого нужно?
1. Родители должны привыкнуть
к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он
будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2.
Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного
образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
3.
Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
4.
Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к
горшку, отучить от пустышки.
5.
Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания.
Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме
застегивания пуговиц и завязывания шнурков)не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его
самочувствии.
6.
Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со
зданием детского сада, с
его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной
площадке. Расскажите сказку о детском
саде.
7.
Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал
большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас
очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!
Вот
мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок
и родители настроены идти в
садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; А мы
наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания,
эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его
до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Настраивайте
себя на успешную адаптацию ребенка
в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с
педагогами детского сада!
Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Эти
советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада.
Уважаемые родители!
Желаю
Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот период.