Правильно организованные музыкальные занятия в домашних условиях
могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и
творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в
развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.
Каждая семья должна позаботиться о наличии хотя бы скромной
фонотеки с записью музыки для детей. Это должна быть музыка, ценная в
художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические
чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и
доступная для восприятия ребенка. В основном это классическая музыка,
предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с
музыкальным сопровождением.
Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую музыку,
сделав это правилом, семейной традицией, но нужно обратить внимание на то,
какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой,
лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к
разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым
детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявление отрицательных свойств
в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви,
способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького
слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Играя дома с детьми, я советую, широко использовать
песенки-упражнения для развития мелкой моторики у детей. Забавные тексты
песенок являются подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая
музыка создаст нужное настроение, поможет ритмичному и выразительному
исполнению.
Предлагаемые песенки-игры способствуют развитию внимания,
памяти и мышления детей.
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка.
(Бегут пальцами обеих рук по столу и коленям)
По городу бежит,
Глядит ко всем в окошки,
(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)
И пальчиком грозит:
(Грозят пальчиком)
«А кто не лег в
кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной
стороне одной из рук на столе или коленях)
А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой «бок»)
Такого непослушного я буду щекотать!» (Щекочут пальцами то одну,
то другую ладошку)
РИСОВАНИЕ
Дети выполняют движения
в соответствии с музыкой и текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу,
животе…
Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясем,
Рисовать опять начнем.
Мы черту нарисовали…..
Мы волну нарисовали….
Точки мы нарисовали…..
У МЕНЯ У ТЕБЯ
1. У меня, у тебя (показываем
рукой на себя и других)
Красивые ручки (показываем
ручки перед собой)
У меня, у тебя красивые ножки (выставляем по очереди ножки)
Мы с тобой, мы с тобой (держимся за ручки )
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем)
Мы с тобой, мы с тобой топ, топ, топ, топ (топаем)
В проигрыше идем по
кругу, взявшись за руки
2. У меня, у тебя красивые глазки (качаем головой)
У меня, у тебя красивые
щечки (гладим щечки)
Мы с тобой, мы с тобой хлоп,
хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем глазками)
Мы с тобой, мы с тобой
плюх, плюх, плюх, плюх (с легка ладошками ударяем по щечкам)
Такие игры можно использовать для совместного
отдыха детей и взрослых.