В дошкольном возрасте многие музыкальные впечатления ребенок
получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких –
матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают
нас и впитывают полученные знания, как «губка».
Музыка - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько
функций:
1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует
память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством
общения.
2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и
благородство.
3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего
возраста. Она издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям
гораздо легче напевать, чем говорить. Наша речь и музыкальный язык схожи по
своему строению и многим другим параметрам.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой
деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в
гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение
заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию
произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень
близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается
нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается
дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно
лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее
восприятием, особенно с развитием чувства ритма. Кроме того, пение обладает еще
и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние
органы нашего организма. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого
аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В
результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей,
певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической
деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической
гимнастикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место,
задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости
и настроения.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами
деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной
деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные
психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается
речь. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку
с помощью пластики, мимики, жеста. Благодаря музыке речевое развитие ребенка
происходит гармонично и естественно.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование
музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей.
Влияние
музыки на развитие ребенка безгранично. Музыка может мотивировать и веселить,
придавать сил и наполнять эмоциями, она способна отразить весь спектр детских
переживаний.