Значение музыки в коррекционно-педагогической работе

 

Особое место в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи занимают музыкально-ритмические  занятия. Занятия музыкой  с детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями, с другой стороны, у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан, трясёт погремушкой  и др.) и при этом, получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться c незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда музыкальный руководитель видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т.д.

Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, позволяют решать коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.

На музыкально-ритмических занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.

Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).

Музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным руководителем и проявление собственной активности.

Итак, роль музыкальных занятий в помощи ребенку с ТНР очень велика. Это признают все специалисты, работающие с детьми. Но одни только занятия музыкой не могут решить всех задач, которые мы ставим перед собой. Результата можно ожидать только от комплексной помощи, которую оказывают ребенку и его семье специалисты.