Особое место в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи занимают музыкально-ритмические
занятия. Занятия музыкой с детьми – это очень эмоциональный вид работы,
в него легко и с удовольствием включаются многие дети, в такой форме они готовы
выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Музыкально-ритмические занятия позволяют решать
различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы
ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление
контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет
насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями, с другой
стороны, у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность,
что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему
нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в
барабан, трясёт погремушкой и др.) и при этом, получает одобрение
взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.
У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где
делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в
новые места, общаться c незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от
взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. На
музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в
занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их
последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход
занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет
ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и
получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда
музыкальный руководитель видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и
со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в
уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую
песню и т.д.
Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную
сферу ребёнка, позволяют решать коррекционные задачи: развитие двигательной
сферы, слухового внимания, восприятия, благодаря чему ребенок оказывается готов
к другим, более сложным для него занятиям.
На музыкально-ритмических занятиях у детей развивается
музыкально-ритмическое чувство, что в свою очередь, оказывает влияние на
двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.
Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы
способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики,
формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на
первых этапах ребенок может играть только на самых простых инструментах
(маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий
ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов,
многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации
движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой
по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся
доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой
моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).
Музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько
терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения,
на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным
руководителем и проявление собственной активности.
Итак,
роль музыкальных занятий в помощи ребенку с ТНР очень велика. Это признают все
специалисты, работающие с детьми. Но одни только занятия музыкой не могут
решить всех задач, которые мы ставим перед собой. Результата можно ожидать
только от комплексной помощи, которую оказывают ребенку и его семье
специалисты.